История Вселенской Церкви
с элементами агиология
В. М. Еремина
Лекция № 1.
Пятидесятница – рождение Церкви. Кто такие святые? Преображение человеческого естества Духом Святым.
1. Пятидесятница – рождение Церкви.
2. Кто такие святые? Преображение человеческого естества Духом Святым.
После распятия Христа ученики пребывали – “…двери затворенными страха ради иудейска”. После того, как Господь являлся им в течение сорока дней, сомнения отпали, но первенствующая Церковь как бы замерла, потому что старое кончилось, а новое еще не началось
.Господь предупредил их – “…вы примете силу, когда на вас найдет Святой Дух”. Церковь должна была родиться в силе и славе Божией, как род новых людей.
На Пятидесятницу на утрене читается
(Ин. Зач.65) – “…дунул и сказал: примите Дух Свят…”. Церковь постоянно вспоминает о том, как Господь дунул. Зачем?Девять дней Церковь, пребывала как бы затворившись, в молитвенном ожидании, и в это время апостол Петр засвидетельствовал, что нужно восполнить двенадцать апостолов
(Деян. 1.21) вместо отпавшего Иуды.Благодать Духа Святого первенствующей Церкви была дана, но еще не в полноте – можно сказать, что это был “утробный период”. Преподобный Серафим Саровский свидетельствовал, что этим дуновением Господь восстановил своим ученикам Адамову благодать, благодать Адама первозданного, утраченную им при грехопадении, а то, что явилось во время Пятидесятнице – был преизбыток благодати, благодать возблагодать
!Спустя многие годы, когда апостол Павел объясняет, каков должен быть христианин, то он постоянно употребляет термин
“новая тварь” (Фил.2.5; Еф.4.13; 2Кор.5,13; Кол.3.9).Христиане
– это люди, во всем водимые и руководимые Духом Святым. Это те, кто утратил всякую самость и облекся во Христа. Это те, кто имеет ум Христов. Это те, кто имеет возраст Христов. Когда Господь беседовал с Никодимом (Ин. 3.1-13), то Он сказал, что должно родиться свыше. Все это – различные именования святости.В книге Деяний описано, каким образом рождена Церковь – “…шум, …разделяющие языки почили на каждом из них”. Апостол Павел позднее поясняет, что языки - суть знания (1 Кор. 2.5-22). Церковь постоянно вспоминает это событие, так как в память о нем на Пасху Евангелия читаются на разных языках. Умение говорить на разных языках – это только свидетельство для вновь пришедших людей о том, что человек исполнился Духа Свята. В будущем этот дар понадобится апостолам, так как им придется проповедовать во многих местах и в разных странах, но это в будущем, а здесь – это знак, что рождение свыше состоялось! Первенствующей Церкви этот дар пока, если можно так выразиться, бесполезен.
Что же означает исполниться Духом Святым в истинном смысле, так как в антропологическом смысле способность говорить на разных языках – это только признак.
Адам первозданный был создан из праха земного (Быт. 2.7) и создан был в “естестве трехсоставном”: тело – душа – дух. Дух человеческий обладает от Господа по своему творению огромной силой, но свойство человеков (по свидетельству Феофана Затворника) в том, что дух человека, не соединенный с Духом Святым, не может управлять душой и телом, а попадает к ним в рабство (в зависимость). Так произошло и с Адамом. Адам совершил свое падение и отпадение не тогда, когда вкусил от запретного плода, а когда поверил диаволу и не поверил Богу, когда нарушил союз любви. Святой Дух никого не держит насильно, но если нарушены узы любви, то Святой Дух оставляет человека без Себя.
Что произошло с Евой? У нее просыпается душевное, то, о чем апостол Павел впоследствии скажет (1 Кор. 2.14): душевный не понимает того, что от Духа Божия, ибо обо всем надо судить духовно. Если этого нет, то происходит порабощение духа душе.
Душа человеческая состоит из разумной и не разумной частей. Разумная часть также трисоставная: рассудочная, волевая и чувствующая (эмонациональная). В зависимости от индивидуальных наклонностей человека, дух может оказаться в рабстве у рассудочной части души (тогда человек становится рационалистом), у волевой части (фанатиком), у чувствующей части (так называемым “человеком настроения”, когда есть душа передоверяется впечатлениям (что характерно, например, для светских художников)).
Наконец, дух может опуститься ниже и оказывается в рабстве у неразумной части души (поднимаются страсти, гнев, развивается чрезвычайное воображение, появляется печаль, уныние, беспричинная тоска).
Когда страсти развиваются, дух опускается еще ниже и попадает в рабство плоти. Тогда человек становится плотским, и у него появляются соответствующие пороки (чревоугодие, блуд и так далее).
Именно духовного человека называют святым. Состояние подчиненности духа душе и плоти ненормально, так как нарушено естество человека и нет единения с Богом.
Стяжание Духа Святого (согласно учению преп. Серафима Саровского) – это творческое соединение Духа Святого с духом нашим, это цель христианской жизни
.Чудо первенствующей Церкви в том, что эта цель была достигнута внезапно, Церковь была рождена. Теперь дух человеческий, соединенный с Духом Святым, управлял душой, душа, облагодатствованная благодатью Святого Духа, управляла телом, а тело само исполнилось благодати так, “что само желало пострадать за Христа” (преп. Силуан Афонский).
Тело, исполненное благодати, не только не противится человеческой воле, но и не заявляет своих прав. Человек находится как бы в верхнем теле. Однако этот процесс становления духовного человека является длительным, о чем свидетельствует Церковь, начиная с апостола Павла, который писал: “… в членах тела моего еще живет ветхий человек…” (Рим. 7.24,23).
У человека, как у образа Божия, всегда есть свобода. Ему свойственно творчество и общение с ангелами и с Богом. Именно поэтому человек, как личностный образ Божий, имеющий свободу, может оставить свой путь во Христе, как и Адам оставил свой благодатный путь, - ибо только любовь связывает человека с Богом. Если же любви нет (или она недостаточна) и если новый человек не продолжает борьбу с ветхим, живущим в его членах, то, даже достигнув святости, он может оставить Бога.
“
Бог ничего не навязывает человеку, даже любви к Нему, как к Отцу”, писал архим. Софроний (Сахаров), сотаинник преп. Силуана Афонского (+ 1993).В Пятидесятницу были рождены новые люди, обладающие знанием, имевшие Жизнь Вечную и знавшие Путь – Господа нашего Иисуса Христа (“… Я есмь Путь…”).
Огненный язык
, явное видимое свидетельство преображения человеческого естества, огненного крещения, рождения нового человека, обладающего истинным знанием (Откровением Божиих Тайн), Жизнью (не цепью различных событий, а бытием во Христе и со Христом, где нет ничего случайного, где нет самости, ибо благодать Святого Духа проникает во все уголки человеческого естества). Он разумеет и Путь – деятельность под руководством Святого Духа, когда человек постоянно взыскует воли Божией и поэтому не совершает ошибок. Человек ошибается тогда, когда он пребывает без Бога, сам в себе.Поэтому жизнь у нового человека обретает совсем иное значение и сам он меняется настолько, что “… никто из посторонних не мог пристать к ним”. И это не потому, что апостолы скрывались, а потому, что они жили такой жизнью, в которой необновленный человек не мог принимать участия.
Но со временем таких явных проявлений святости становится все меньше, они начинают вызывать недоверие, и, по Промыслу Божию, теперь святые люди скрывают свое инобытие (они иногда открываются, но очень редко). Таким был преп. Серафим Саровский, он, например, ходил по воздуху, и это было естественно, так как тело его было преисполнено Духа Свята. Апостол Павел писал: “…где Дух Господень, там свобода”, то есть и тело становится свободным от законов мира сего.
Новый человек – уже не раб, а друг Божий, ибо “раб не знает, что делает Господь” (Ин. 15.15).
Свобода начинается со свободы духа. Поэтому Господь не только возвещает Своим друзьям Свою волю, но Он совещается с ними (именно поэтому принимаются ходатайства святых за нас грешных, даже тогда, когда святые просят за отпавшего от веры).
Свобода проникает в душу человека, и он становится неподвластен земным огорчениям. Свобода, наконец, проникает в тело, преисполненное благодатью Святого Духа, тогда и земное притяжение не действует на него; тело свободно от физических законов, и это естественно – это закон преображенной действительности.
Это есть немыслимая истина о Боге и мире. И даже уже в этом преображенном естестве за человеком сохраняется свобода любить Господа и не нарушать союз с Ним!