КЛАССИЧЕСКАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
В СВЕТЕ ХРИСТОВОЙ ПРАВДЫ


Вера Михайловна Еремина


Вера Михайловна Еремина

Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата выпустил комплект из 4-х дисков CD-ROM с записями курса лекций В. М. Ереминой "Классическая русская литература в свете Христовой правды", прочитанного в 2000-2001 гг. в Российском Православном Университете. Лекции записаны в формате MP-3, предназначенном для прослушивания на компьютере.

Комплект рекомендован Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата в качестве учебного пособия для студентов духовных учебных заведений, преподавателей воскресных школ и для всех, интересующихся проблемами взаимоотношения художественной литературы и православной духовности.


Часть I

  • 1. Конец XVIII-го века: 1. Менталитет «конца века»; масонские сообщества; зарождение класса профессиональных мыслителей и профессиональных литераторов; формирование и самоосознание интеллигенции. 2. Лица и личности: Новиков, Лопухин, Лабзин и других; характеристика А.Н. Радищева. 3. Радищев и Пушкин. Оценка Радищева поздним Пушкиным, как личности и как деятеля.
  • 2. Тема любовного романа в произведениях Пушкина. Коллизия долга и страсти.
  • 3. Пушкин А. С. «Медный всадник» (Пушкин и Петр. Свидетельство поэмы).
  • 4. Личность Пушкина в Православном аспекте.
  • 5. Михаил Юрьевич Лермонтов. Его личность в свете Христовой правды.
  • 6. Миссия Гоголя для русской жизни: разоблачение «витрин» и «фасадов».
  • 7. Окончание жизненного пути и пути во Христе Николая Васильевича Гоголя.
  • 8. Менталитет интеллигенции 40-х — 50-х годов XIX-го века. «Литературное обособление».
  • 9. Славянофильство как течение. Его определяющее влияние на русскую мысль.
  • 10. Ф. И. Тютчев (о нем).
  • 11. Тютчев — гражданин и Тютчев — христианин. Наследники Тютчева.
  • 12. Тургенев И.С. «Отцы и дети». Открытие нигилиста в русской жизни (Базаров). Пророчество Тургенева: конец нигилиста.
  • 13. О «лишнем человеке» Тургенева.
  • 14. 1. Тургеневские женщины. 2. Тургенев и архиепископ Иоанн (Шаховской): внятное свидетельство о святой праведнице Гликерии («Живые мощи»).
  • 15. Развитие темы нигилизма от Тургенева к Гончарову.
  • 16. Личность и творческий путь Ивана Александровича Гончарова. Сила незаметности М.А. Гончарова
  • 17. Александр Николаевич Островский. «Луч света в темном царстве» и другие.
  • 18. Афанасий Афанасьевич Фет. Жизненный путь и творчество.
  • 19. Николай Семенович Лесков (1831 — 1895 годы). Свидетель-соглядатай русской жизни (наблюдатель инкогнито).
  • 20. Николай Семенович Лесков. Духовное сословие по свидетельству Н.С. Лескова.
  • 21. Федор Михайлович Достоевский. Начало пути [Голгофа].
  • 22. Федор Михайлович Достоевский. Схождение во ад.
  • 23. Достоевский и Россия. Проблема русской идеи в осмыслении Достоевского.
  • 24. Достоевский как сын Церкви.
  • 25. Лев Николаевич Толстой. Начало.
  • 26. Лев Толстой. Женитьба и семейная тема в жизни Л.Н. Толстого.
  • 27. Отлучение Льва Толстого.
  • 28. Уход и конец Льва Толстого.
  • 29. Антон Павлович Чехов. Опровержение и отвержение легенд.
  • 30. Драматургия Чехова. Отдельно о “Вишневом саде”: социальный аспект и социальная проблематика чеховского сюжета.


    Часть II

  • 1. Второе духовное пробуждение – конца XIX-го века. Владимир Соловьев, Константин Леонтьев, Николай Федорович Федоров.
  • 2. Василий Васильевич Розанов: рубеж веков – рубеж менталитета. “Выходец из мерзости запустения”.
  • 3. Религиозно-философские собрания. “Мучительные темы” Василия Васильевича Розанова.
  • 4. 1. Февральская революция и свидетельство о ней Розанова: “Черный огонь”. Октябрьский переворот и отчаяние Розанова: “Апокалипсис нашего времени”. 2. Последнее прозрение, покаяние и кончина Розанова. Заключение.
  • 5. Александр Блок. 1. Происхождение и родственное окружение Блока. 2. Начало века. Первые публикации – первые пророчества. 3. Инфернальное окружение “раннего” и “среднего” Блока. 4. Мечта о Христе.
  • 6. Александр Блок с 1908 по 1916 год. 1. Самосвидетельство и сокровенная мука художника (стихотворение “Художник”). 2. История любви и бессемейного брака: Блок и Люба.
  • 7. Александр Блок. 1. Блок и Россия. “На поле Куликовом”, цикл “Родина”. 2. Первая мировая война в жизни России и в жизни Блока. 3. Февральская революция. Временное правительство второго состава (А.Ф. Керенский). Работа в Чрезвычайной комиссии при Временном правительстве по расследованию преступлений царского двора. “Последние дни”. 4. Предгрозовое затишье. Блок и Максимилиан Волошин.
  • 8. Александр Блок. Блок и Октябрьская революция. “Двенадцать”. Окончание пути и загробная участь Блока.
  • 9. 1. Русская революция в ее метаистории: эпоха приникновения неба к земле. 2. Перелом в русском национальном менталитете: новая периодизация истории, новые отличительные признаки эпох. 3. Пророки и поэты 1917 года: Илья Эренбург (1915-1917 годы): от “пугачьей головы” до “молитвы о России”. Максимилиан Волошин “Россия распятая”, 1917 – 1921 годы.
  • 10. 1. Развитие и “углубление” революции: от “бескровной” марта 1917 года до начала гражданской войны. Оценки “позднего ума” архиепископа Иоанна Шаховского. Историософия революционной поры: “На весах поэзии” Максимилиана Волошина. 2. Пророки и лже-пророки революции: Р.В. Иванов-Разумник, Сергей Есенин. 3. Инония Сергея Есенина. Истоки и основания его личной трагедии.
  • 11. 1. Новые “мирные будни” победившей революции. Голод зимы 1918 – 1919 годов в Москве и в Петербурге. Свидетельство Е.И. Замятина: “Пещера”. 2. … И десять лет спустя: осень 1927 года: епископ Вениамин (Федченков) читает (в эмиграции) письма “богомолки из России”. 3. Писательские судьбы: Вячеслав Иванов; Ф.К. Сологуб (Тетерников). 4. Заключение. Последнее слово Максимилиана Волошина в “России распятой”.
  • 12. Гражданская война 1918-1920 годов. 1. Где ее “пророки” и “поэты”? а) Эпопея “Хождение по мукам” (присяжная литература и советский киноэкран). б) “Тихий Дон” М.А. Шолохова. 2. Оценка “позднего ума” архиепископа Иоанна Шаховского. 3. Слово об уцелевших. “Лебединый стан” Марины Цветаевой.
  • 13. Начало русской эмиграции 1918-1919 годы (первая волна). 1. Проблема эмиграции: можно ли покинуть Россию? 2. Утешный голос Анны Ахматовой – кому он принадлежал. Принципиальная возможность эмиграции. 3. Менталитет первой волны: а) “Эмигранты” – роман Алексея Николаевича Толстого 1919-1940 годы; б) “Que faire” (Кэ фэр) Н. Тэффи.
  • 14. Закат белого движения. Крым, год 1920-й. 1. Белая идея (епископ Вениамин Федченков “На рубеже двух эпох”). [А всё-таки она была белая!]. “Добрая воля к смерти” (Марина Цветаева). (“Добровольчество – это добрая воля к смерти”). 2. “Бег” Михаила Булгакова. Пафос героической безнадежности. 2а Присяжная защита: “Любовь Яровая” Тренева. 3. Восход “Солнца мёртвых” Ивана Шмелёва – конец 1920 года – 1921 год. “Окаянные дни” Бунина.
  • 15. Москва – Петроград, годы 1920-1922. Конец “серебряного века”. 1. Характеристики Серебряного века. 2. Марина Цветаева перед отъездом: 1911-1922 годы. 3. 1922 год: одних выслать, других вернуть. 4. Смертный приговор “режиму” – антиутопия Замятина “Мы”.
  • 16. После серебряного века. Начало “советской литературы”. 1. “Место расчистить”. Речь Андрея Белого около Дворца искусств (август-сентябрь 1921 года). 2. Расклад тоталитарного режима: “признанные поэты” – кем, как и в чём это выражается. Горький, Маяковский, Есенин, Пастернак и Александр Блок. Поэты и меценаты “верхушки”. 3. Две стороны медали: отповедь Михаила Булгакова (“Театральный роман”) и повесть о загубленных талантах. Пильняк (Вогау): “Человеческий ветер” и “Рождение человека”.
  • 17. Последний НЭП. “Эйфория” советской литературы и конец эйфории. 1. Что такое Союз Писателей? Его организация, “цели и задачи”. 2. Советская действительность и НЭП; тактика подкармливания и приручения. Московские главы “Мастера и Маргариты”. 3. Пятерка “придворных писателей”. Ее дальнейшее существование. 4. Загадка возвращения Горького (1928-1929 годы). Загадка “самоубийства” Маяковского (30 апреля 1930 года).
  • 18. Начало эмигрантской литературы: 1922 – 1928 годы. 1. Литература в эмиграции или эмиграция литературы? Проблема эмигрантского менталитета. Исповедь Шмелёва. 2. Ещё об эмигрантском менталитете. Ранне эмигрантская эйфория. 3. Конец эйфории и начало серьёзности. Борис Зайцев, “Афон”. Его же "Спас на крови", неоконченная повесть. 4. Русская ностальгия. “Расстрел” Набокова.
  • 19. Вновь в Отечестве. Литературно-общественная ситуация и правительственная политика 1930-1939 годов. 1. Конец демократии – тактика унификации (тоталитаризма); “закручивание гаек”. Установление ССП. 2. Уход части русской литературы в подполье: Осип Мандельштам, Николай Клюев, Константин Вагинов; подпольный Булгаков. 3. Андрей Платонов. Творческая судьба и личная трагедия Андрея Платонова (от “На заре туманной юности” к “Котловану”).
  • 20. Михаил Афанасьевич Булгаков; роман “Мастер и Маргарита”. 1. Почему роман остался не прочитанным? 2. “Мастер и Маргарита” в окружении литературных аллюзий. 3. Кто автор вставного романа? 4. Отношение персонажей к дьяволу; отношение их к спасению. 5. Чему верить в романе?
  • 21. Ещё раз о “Мастере”, особенно же о его авторе, то есть о М.А. Булгакове. 1. Что должно было поставить в тупик? (посредственность исполнения). 2. Откуда взялось отождествление Мастера с Булгаковым? 3. Преступление и наказание булгаковского героя. 4. Е.С. Булгакова – несколько слов о ней. Причем тут Маргарита? 5. Финал: последний год жизни, болезнь и смерть Михаила Афанасьевича Булгакова.
  • 22. Достославные годы: 1937-1938 годы и свидетельство обвинения. 1. Действие “Мастера и Маргариты” – приметы времени: 1928 год. 2. Что было потом? – “замордованная воля” (по Солженицыну). 3. “Реквием” Анны Ахматовой: свидетельство обвинения. 4. Россия, год 1937: год Божественной педагогики.
  • 23. Эмигрантская литература 1927-1939 годов. 1. Комплекс жены Лота – обернувшись назад застывают. Иван Бунин: о старом и по старому. Воспоминание или забвение? – Марина Цветаева “История одного посвящения”. 2. Розовый флёр на прошлом. Иван Шмелев: наплыв вечного детства. 3. Надрыв Владимира Набокова: загадка романа “Дар”. Стихи к России. 4. Панихидные размышления В.Ф. Ходасевича – “Некрополь”.
  • 24. Метаистория Второй мировой войны и ее преломление в русской литературе. 1. Господь дарует нам победу – послание митрополита Сергия Московского в день Всех Святых в земле российской просиявших (от 22 июня 1941 года). 2. Болезнь нетерпеливого сердца – статья Иоанна Шаховского “Близок час”. Позднее (около 1960-го года) переосмысление и “не прямое толкование”. 3. Ответ русской жизни: “ты помнишь Алёша дороги Смоленщины” Алексея Суркова и Константина Симонова. Ещё о поэзии Константина Симонова. 4. Метаистория начала войны: “Пасхальная встреча с русским народом” Иоанн Шаховской.
  • 25. Метаистория Второй мировой войны и преломление ее в русской литературе. 1. Продолжение войны: лето 1942-1943-1944 годы. Начало литературной пропаганды [Илья Эренбург]. 2. А.Т. Твардовский. “Баллада об отречении”, “Немые”, “Отец и сын”. 3. Слово о Германии: архимандрит Иоанн Шаховской. 4. Победа (май 1945 года) в контексте домостроительства Господня. Молитва Иоанна Шаховского – Великий Четверг 1945 года. Послесловие.
  • 26. Послевоенные годы: 1945-1952 годы. 1. “Дым отечества”. Послевоенный поэтический обвал: И. Эренбург, Б. Слуцкий, М. Исаковский и многие другие. 2. “Оборванная струна”: А. Яшин, В. Трушнова. 3. “Холодный дым” на родине и за рубежом: О. Берггольц, Г. Иванов, последний И. Шмелев.
  • 26a. 1950-е. Конец классической “советской литературы”. 1. Ретроспективный взгляд на довоенное бытие отечественной литературы. “Жизнь даётся только раз”. 2. “Но и совесть даётся только раз”. Малая переоценка ценностей – глубокое разочарование. 3. Ольга Берггольц (1910 – 1974 год). Ее пятидесятые.
  • 27. Пастернак Борис Леонидович (1890 – 1960 годы). 1. Начало пути. Медленное созревание. Начало 30-х (“Второе рождение”). 2. Пастернак после войны: “тютчевская история”. 3. “Когда разгуляется”. Новая поэзия Пастернака. 4. Вторая переоценка ценностей – метанойя (покаяние). Евангельское свидетельство Пастернака. Его конец. Послесловие.
  • 28. 1. “Хрущевская оттепель”, ее характеристики. Новая роль – новая миссия Александра Трифоновича Твардовского. 2. Появление Солженицына Александра Исаевича на поверхности литературной жизни (начало шестидесятых). “Один день Ивана Денисовича”. 3. Путь А.И. Солженицына, приведший к статусу “народного печальника” шестидесятых – начала семидесятых. 4. Архиепископ Иоанн Шаховской о Солженицыне в статье “Русский реализм”.
  • 29. А.И. Солженицын. 1. “В круге первом” – роман XX-го века. Жанр романа. Почему он не мог быть “пропущен”? 2. Вступление Солженицына на “нелегальное положение”. “Бодался телёнок с дубом”. 3. “Архипелаг Гулаг”. Высылка Солженицына в 1973 году.
  • 30. А.И. Солженицын: 1973 – 2000 годы. 1. Завершение “Гулага”. 2. “Красное колесо”, созерцаемое из изгнания. “Октябрь 16-го”. 3. “Вермонтский узник”. Возвращение.
  • 31. “Послехрущевская” эпоха: 1964 – 1973 годы. “Переоценка ценностей”. 1. Новое “русское направление” – будущие “деревенщики”. Их предтеча – Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974 годы). 2. О самом Шукшине: его менталитет. 3. Герой Шукшина – “деклассированный”, оторванный от земли крестьянин.
  • 32. Василий Макарович Шукшин – свидетель о страшных делах, в стране творящихся. 1. Баллада о неверующем священнике (“Верую”). 2. Баллада о беглом каторжнике (“Охота жить”). 3. Малый просвет (“Нечаянный выстрел”).
  • 33. Поэт Николай Рубцов. 1. Выходец из “случайного семейства”. “Тихая моя родина”. “Памяти матери”. 2. Извилистый жизненный путь. Самоосознание поэта – “духовное” (псевдо духовное) рождение: 1962 год. Окололитературное бытие. 3. Вместо любви. “Прощальная песня”. “Расплата”. 4. Загадка личности Рубцова. Авелева тоска. “Русский огонёк”.
  • 34. Поэт Николай Рубцов. 1. Последние годы: 1968 – январь 1971 года. Сжимающийся круг (“Зимняя ночь”. “Кто-то стонет на тёмном кладбище…”). 2. Завещание Рубцова (“Посвящение другу”, “До конца”). 3. Николай Рубцов и Людмила Дербина: что есть что. Последние месяцы. Смерть Рубцова. 4. Суд над Людмилой Дербиной. Заключение. Могила Рубцова.
  • 35. 1. Эпоха “позднего Брежнева”. Что такое застойный период? Менталитет “подсоветского” общества: “подполье”. 2. Тот, кого “не ждали” – Варлаам Шаламов. Публикации 70-х. 3. Национальное пробуждение. Пафос “малой родины”. Новое почвенничество XX-го века: Фёдор Абрамов, В. Распутин, Виктор Астафьев, Борис Можаев, Василий Белов.
  • 36. Валентин Распутин. 1. Несколько слов о нём. Социальный статус. 2. “Живи и помни”. Роман об ответственности человеческой. 3. “Прощание с Матёрой”. Большая поэма о человеке. 4. Попытка церковности в жизни Распутина. Заключение.
  • 37. Вторая половина брежневского времени (1973 – 1981 годы): расслоение общества и всеобщая “тихая оппозиция”. Расцвет “самиздата” и “тамиздата”. 1. Владимир Высоцкий – бард XX-го века. Опыт бесцензурной поэзии. Высоцкий-актёр. Новый статус “народного поэта”. 2. Краткая история и само-свидетельство Высоцкого (“Баллада о детстве”). Лирика Высоцкого: “07” и другие. Литературная “выучка” Высоцкого: Александр Блок, Марина Цветаева. Баллады Высоцкого (“Я несла мою беду…”). 3. Высоцкий и Любимов - “Он не вышел ни званием, ни ростом…”. “Козёл отпущения”. Отношения с верхами. Тайная власть Высоцкого. 4. Заключение.
  • 38. Новое слово в русской эмиграции. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) 1. До революции и немного после – свидетельство Иоанна Шаховского. Особенности автобиографической прозы Иоанна Шаховского. “Восстановление единства”. “Поэма о русской любви”. 2. Разлом в семье (1914 – 1916 годы). Калейдоскоп событий: начало Советской власти, знакомство с Лубянкой, гражданская война, фронт юга России, “незаметная эмиграция”. Ретроспективный взгляд Иоанна Шаховского. 3. Жизнь в эмиграции. Литературные занятия и вразумление свыше: что есть искусство? Церковная жизнь в русском рассеянии.
  • 39. 1. Еще раз об эмиграции. “Доживающие”: Владимир Набоков, Георгий Ивaнов, Ирина Одоевцева и другие. Последние стихи Владимира Набокова. 2. Новое свидетельство архиепископа Иоанна Шаховского: прикосновение к вечности. “Вечность во временном”. Обращение к русскому человеку. 3. Заключение о русском беженстве. Послесловие.
  • 40. От “позднего” Брежнева к “раннему” Горбачеву. 1. Становление национального сознания – “умственной и нравственной самостоятельности”. Религиозное самоопределение русской интеллигенции. О. Чухонцев. 2. Лоскуты “советской идеологии”. Устный самиздат. Религиозный ренессанс. Священник Д. Дудко и другие. “Потерянная драхма”. 3. Начало горбачевского царствования (гласность, демократизация и перестройка). “Новая” журналистика (А. Нежный). Попытка нового конкордата с “культурной элитой”. В. Белов, Ю. Кузнецов и другие. 4. Предверие 1000-летия крещения Руси.
  • 41. 1. Перелом Советской эпохи: празднование 1000-летия крещения Руси. “Жить стало весело”. Устный фольклор. 2. Что бывает после перелома? Послание патриарха Алексия II “Слово к согражданам” к 7 ноября 1990 года. 3. “Косноязычное взывание к правде”. Последние. “Не востребованный Чехов” – Виктория Токарева. “Сказать – не сказать”. 4. Двухсотлетний путь. Загадка “исчезновения” литературы. Заключение.


    Возврат на страницу В. М. Ереминой





    Rambler's Top100

    Hosted by uCoz